4 Jul 2016

Этапы развития этносов на примере азербайджанцев

Фото: dic.academic.ru
Что такое этнос? Обычная формулировка гласит: "этнос является исторически сформировавшейся общностью людей - племя, народность и нация (или народ в смысле этноса, а не населения), имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения". Безусловно нация считается более высокой ступенью развития этноса, а народность – переходный период от племенного (кочевого) образа жизни к оседлому, когда этнос ведет полукочевой образ жизни. Процесс формирования каждой новой нации происходил от кочевого образа жизни к оседлому. Как правило, этот процесс происходил одновременно с процессом этногенеза нескольких племен в единую нацию. Формирование одних наций завершались в древний период истории при рабовладельческом строе, других – в средние века при феодальном, третьих – при капиталистическом. В поздние периоды истории, кроме естественного перехода к оседлому образу жизни и этногенеза некоторых племен, при формировании молодых народностей и наций принимали участие и представители уже сложившихся народностей и наций за счет ведения политики этноцида. Например, в годы жизненного цикла СССР, кстати, при государственно-капиталистическом строе, а не социалистическом, именно таким путем зародилась азербайджанская нация с самоназванием “азербайджанли” (вкратце "азер", с внешним названием "азербайджанец"). Чтобы убедиться в этом нет никакой необходимости в усвоении глубоких знаний.

Дело в том, что главным атрибутом любого сформировавшегося этноса является одно единственное для всех его представителей самоназвание (эндоэтноним). Иначе говоря, если в какой-то среде отсутствует общее для всех самоназвание, то эта среда не может считаться отдельным этносом. Такая среда, как правило, будет состоять из представителей нескольких этносов. Или же из нескольких субэтносов, которые находятся на одном и том же этапе развития с той доминирующей этнической группой, куда они сами себя причисляют в качестве единого этноса. Причем, социальная целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения этноса зависит от многих факторов. Например, от уровня научно-технического прогресса. Но в первую очередь она зависит от кочевого, полукочевого и оседлого образа жизни, ибо именно усвоение аграрных технологий, достаточных для выживания людей во время оседлого образа жизни, привело к консолидации и этногенезу отдельных групп племен и зарождению разных народностей и наций, а также к современному научно-техническому прогрессу. Поэтому этапы развития этноса (скачкообразные стадии его развития) нельзя рассматривать без учета образа жизни.

Отсюда следует, что природа стала рожать азербайджанскую нацию с 20-ого века, т.к. вплоть до начала 20-го века ни одно племя, ни одна народность или нация, пусть даже субэтнические группы, не носили самоназвание азербайджанли, хотя бы в качестве самоназвания единой доминирующей этнической группы. Ведь ни кто не знаком и с письменным источником, изданным до начала 20-го века, где было бы указано, что на нашей планете живет этнос или субэтнос, ведущий кочевой или оседлый образ жизни, с самоназванием азербайджанли. Причем, с другой стороны, с конца средних веков до середины 20-го века в регионе Закавказья зафиксированы десятки исчезнувших народностей, к примеру с самоназваниями шахсевены, кызылбаши, каджары, а также кочующих племен с самоназваниями карадаглуны, думбалы, терекемены, инанлу, усанлу, шамлу, устаджлы, афшары, софулы, баяты, ашагыбаши, юхарыбаши, джеванширы и др. Эти факты подтверждают, что формирование азербайджанского этноса, в качестве новой нации, началось в 20-ом веке на базе этих исчезнувших этносов, а также этноцида части автохтонных этносов восточного Закавказья, что происходил и происходит по сей день на наших глазах.

Внешнее имя этноса, т.е. название какого-либо этноса, которое ему дают другие народы, называется экзоэтнонимом. Внешняя идентификация зачастую отличается от самоназвания народа. Причем в случае неизвестных племен экзоэтноним касался совокупности нескольких этносов. В таких случаях один и тот же внешний этнос не редко всю эту совокупность племен называл по разному. Касательно выше указанных племен и народностей, к примеру, русские их указывали в форме “кочующие татары/ тюрки”, “адербейджанские кочевники/ татары/ тюрки”, а по позже и “закавказские татары”. Здесь речь идет не об азербайджанской нации. А само слово “адербейджан” исходит от названия Персидской (ныне Иранской) провинции Озарбойджан (Азарбайджан), которая находилась и находится южнее Аракса в составе Персии (ныне Ирана). И общеизвестно, что из-за Каспия через эту провинцию многие из этих кочующих племен проникли и в регион Закавказья. Естественно, могло иметь место и перемещение на территории Закавказья представителей древнеиранского, ныне тюркоязычного, этноса азари. 

То есть топоним "Азербайджан" также не имеет ни какого отношения к азербайджанской нации и к кочующим тюркоязычным племенам, т.к. задолго до появления последних в Иранской провинции, начиная с 11-ом века, она носила название Озарбойджан. А словосочетания “адербейджанские кочевники/ татары” указывали ту географическую область Ирана, откуда в наш регион перекочевали десятки племен “кочующих татар”. Иначе говоря, смысловое значение этих словосочетаний всего лишь означает: выходцы из Персидской провинции Озарбойджан. Причем словосочетание “адербейджанские ханства” могли быть использованы лишь для указания Персидских ханст, расположенные в провинции Озарбойджан. Однако современные азербайджанские фальсификаторы провинцию Озарбойджан привязывают к нынешнему незаконнорожденному Азербайджану. Они так же поступают с древней Атропатеной и Кавказской Албанией, которые прекратили свое существование более чем 1000 лет тому назад до зарождения азербайджанского этноса. Таким образом, до 20-го века топонимы Атропатена, Кавказская Албания, Персидская провинция Озарбойджан или просто Азербайджан не имели этнического содержания в лице современного, оседлого и единого азербайджанского этноса.

Что же стала непосредственной причиной зарождения азербайджанской нации на базе этих племен и этноцида автохтонного населения?

Как результат Октябрьской революции 1917 года, после отхода Российских войск с наших границ Турция совершила военную агрессию против грузинского и армянского народов с целью оккупации территорий наших народов и создания нового тюркоязычного государства в Закавказье (будущего Азербайджана). Уже к концу 1917 года она смогла оккупировать несколько юго-западных армянских и грузинских уездов. А начиная с апреля 1918 года Турция выступила с требованием распустить Закавказскую федеративную независимую республику, разделив ее на три самостоятельных государства. Армянская и грузинская стороны категорически были против расчленения, а мусаватисты, якобы представляющие интересы нескольких десятков различных этносов среди мусульманского населения республики, были за расчленение по настаиванию Турции. Ввиду возникшего непреодолимого противоречия, в конце мая того же года Закавказская федеративная независимая республика была распущена и были объявлены три самостоятельных государства, один из которых был назван Азербайджаном. Так впервые была сделана попытка создать тюркоязычное государство в Закавказье, где еще ни один из мусульманских этносов не носил самоназвания “азербайджанли”. Если туркам не удалось победить в битвах за Тбилиси и Ереван, включая, за Карабах и Нахиджеван, то в битве за Баку им это удалось. 

Очевидно, что мусаватисты представляли не интересы десятков мусульманских этносов нашего региона, и тем более не интересы еще не сложившегося азербайджанского народа, а интересы Турции, которая руководствовалась идеологией пантуркизма. После оккупации некоторых территорий автохтонных народов Закавказья со стороны Турции в 1918 году, последовала турецко-большевистская сделка. Чем руководствовались большевики? В те тяжелые годы ради сохранения Закавказья под влиянием большевиков (в составе СССР), большевистская Россия отказалась от уже оккупированных турками армянских и грузинских территорий и приняла условие Турции на создание тюркоязычного АзССР на территориях автохтонных народов Закавказья с надеждой, что впоследствии удастся присоединить к СССР не только Западную Армению, но и Персидскую провинцию Озарбойджан, где подавляющее большинство составляли и составляют древнеиранский автохтонный этнос, который пережил смену языка с иранского азари (азарийского) на один из тюркских диалектов с персидской и арабской помесью. Лишь в силу тюркоязычности отличных друг от друга нескольких этносов, проживающих в этой Персидской провинции и находящихся на разных этапах своего развития, на стыке 19-го и 20-го веков впервые европейские этнографы язык их назвали "азербейджанским" (если верить некоторым электронным материалам), а самих носителей языка -- "азербейджанскими" татарами или тюрками. 

Разумеется и в этом случае речь идет не о едином азербайджанском этносе, т.к. тюркоязычными были десятки отличных друг от друга племенных этносов и народностей, включая иранских азарийцев и некоторые курдские племена. Хотя внутри кочующих на территории Российской империи этносов, а также между кочующими этносами существовала четкая племенная самоидентификация, в общении со внешним миром они отзывались "мусульманами", или "тюрками". Важно заметить, что свой язык они называли не азербайджанским, а тюркским или мусульманским. С другой стороны, представители тюркоязычного автохтонного иранского народа провинции Озарбойджан по сей день, в целом, себя называют азари (в силу пантуркистской пропаганды, ныне встречал и тех, кто сам себя идентифицирует в форме "азарбайджанли"). Несмотря на это даже к середине 20-го века идеологи СССР сохраняли надежду на присоединение Иранской провинции Озарбойджан к СССР. Ведь не зря же предполагаемый новый этнос еще в 1936 году в СССР был обозначен словом "азербайджанец". 

Ныне АзР надеется на приобретение той же Иранской провинции. Поэтому в современном Азербайджане, ссылаясь на тюркоязычность автохтонных иранцев-азарийцев, продолжают их называть азербайджанцами. Однако, бывшие носители азарийского языка, хотя и сегодня тюркоязычны, и генетически, и антропологически гораздо ближе к талышам и татам нежели к представителям молодой азербайджанской нации. Кроме этого, азарийский язык считается схожим к говорам талышей и татов, а не тюрков. Наконец, некогда азариязычный иранский этнос, который еще со времен древней Атропатены вел полукочевой или оседлый образ жизни, нельзя считать азербайджанским, т.к. азербайджанский этнос начал формироваться где-то с середины 20-го века, но не ранее 30-ых годов, как продукт выше указанной внешней военной агрессии и сделки. Здесь следует не забывать и обязательно учитывать, что наряду с другими общими атрибутами, представители любого этноса должны иметь обязательное единое самоназвание, поскольку общность языка не достаточный атрибут для объединения нескольких одноязычных этносов в один и тот же единый этнос, как в случае, например, кубинцев и испанцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Азербайджан искусственное марионеточное государство с центром управления в Анкаре (частично и в годы существования СССР). Без военной агрессии со стороны Турции в 1918 г. его создание стало бы не возможным. Причем, очевидно, без этой агрессии сегодня не было бы и азербайджанского этноса, и карабахской проблемы. Вместо АзР на востоке Закавказья мы имели бы другие государства с коренными этносами из лезгин, талышей и др. или одно федеративное государство.

Азербайджанский этнос зародился на базе кочующих на пастбищах Закавказья тюркоязычных племен лишь после:

- большевистской революции в 1917 году и отхода российской армии от наших границ,
- оккупации турецкой армией территорий Закавказской федеративной республики в 1918 году,
- объявления Азербайджанской республики в том же году,
- большевистско-турецкого сговора не позднее 1919 года,
- создания АзССР в 1920 году,
- указа из Кремля “О запрете кочевого образа жизни в СССР” в 1935 году,
- этноцида части автохтонных народов восточного Закавказья, проживающих в АзССР.

До 20-го века топонимы Атропатена, Кавказская Албания, Персидская провинция Озарбойджан или просто Азербайджан не имели этнического содержания в лице некого единого этноса, тем более азербайджанского. После падения Атропатены до 20-го века топоним Азербайджан в разных вариациях носил лишь географический смысл. Эти выводы подтверждаются не только историческими фактами, но и отсутствием источника, изданного до 30-ых годов 20-го века, где представлен азербайджанский этнос с самоназванием азербайджанли или упоминается личность, считающий себя этническим азербайджанцем с тем же самоназванием, пусть даже, считающий себя азербайджанским турком. Тюркоязычный азербайджанский этнос зародился в 20-ом веке в АзССР на чужой родине по проекту из Кремля с целью присоединения к СССР Персидской провинции Озарбойджан. До этого предки современных азербайджанцев являлись представителями десятков различных этнических групп.

ДОПОЛНЕНИЕ

I. Не вижу причин рассматривать 4 этапа развития этносов вместо 3-ех, включив туда и стадию мощного эволюционного развития при капитализме. От такого шага принципиально не изменится суть сказанного с точки зрения образа жизни. Ибо благодаря бурному техническому прогрессу при капитализме новости в образе жизни отдельно взятого этноса появлялись не скачкообразно, а при необходимости ими пользовались и представители кочевых племен. Иначе говоря, все виды современных этносов получили эволюционное развитие по сравнению с их прошлым. Тем не менее можно рассматривать и 4 этапа – племя, народность, народ и нация. Но тогда под нацией придется подразумевать не народ в смысле оседлого этноса, а видимо более очеловеченный и информатизированный этнос (или этносы, некоторого государства), способный положительно повлиять на свое руководство для соблюдения не только внутригосударственных законов, но и международного права (возможно, такая ситуация наступим, когда исчезнут этносы первых двух поколений). Однако и в этом случае, по сей день, трудно определить грань перехода некого этноса к этапу “нация”, ибо нет подобного революционного скачка в образе жизни любого этноса. Поэтому пока нет смысла рассматривать 4 этапа развития этносов. Следует учитывать и тот факт, что если все виды этносов нашей планеты достигнут этапа “народ” (“нация”), то это вовсе не будет означать, что других этапов развития не было. Они были, есть и всегда останутся этапами развития этносов, если даже завтра исчезнут. Конечно, в будущем такая ситуация непременно наступит. И не забудем, что аналогичная ситуация уже была и в далеком прошлом, когда не было ни одного оседлого этноса – все кочевали.

II. Запомнилась одна история начала 60-ых (точно не помню). В автобусе рейса “Тбилиси-Кировабад” шла громко звучащая беседа на армянском языке между двумя взрослыми мужчинами, один из которых говорил на непривычном армянском. После завершения беседы, у меня в частности, возник естественный вопрос. И вот один из пассажиров спросил об этом у странно говорящего на армянском: а не скажите, кто вы по национальности? Этот вполне приличный человек с улыбкой на лице на ломанном армянском ответил: “угадайте”! Тут прозвучали всевозможные варианты – грузин, лезгин, талыш, турок, тат, удин и даже, карапапах, айрум (существует мнение видных специалистов о том, что предки (h)ай-(у)румов или hай-hоромов являлись армянами и арменизированными албанцами, которые впоследствии были тюркизированы с переходом на кочевой образ жизни и сменой веры от христианского на исламский). Всем стало весело, когда он с улыбкой на лице всем по очереди четко отвечал “не угадали”. Тогда пассажиры поочередно стали его просить все же ответить, кто он по национальности. Наконец-то, после долгой паузы, прозвучал ответ: азербайджанец… Напомню, что армяне к этому периоду азербайджанцев называли турками. Об этом они прекрасно были осведомлены. А до этого, когда вели кочевой образ жизни, мы их называли кочующими турками (քոչվոր թուրքեր), о чем они также были осведомлены и это обстоятельство спокойно воспринимали. С другой стороны, еще несколько лет тому назад они отзывались племенными самоназваниями, либо мусульманами или тюрками.

III. Сразу же после рождения СССР руководство АзССР приняло на вооружение по близости к каждой армянской деревне в Карабахе (Арцах плюс Утик) создавать стационарные деревни для кочующих племен. Дела шли плохо. Но после указа Сталина о запрете кочевого образа жизни в 30-ых годах, и особенно после окончания 2-ой мировой войны, темпы приземления у кочевников ускорились. И вот в одном из таких деревень решили пригласить с соседней армянской деревни киномеханика для показа фильма принудительно приземлившимся бывшим кочевникам. Фильм был посвящен войне. Киномеханик должен был вернуться домой где-то через 2 с половиной часа. Однако он вернулся через 1 час с хвостиком. Вся семья киномеханика была удивлена. Сразу же прозвучали вопросы: что случилось, в чем дело, не избили ли тебя? А оказалось вот что. Как только начался фильм на экране появился кадр, откуда танк визуально направился в сторону зрителей, среди которых немедленно началась паника. Все выскочили и выбежали из зала. Киномеханику пришлось вернуться домой на час раньше.

Эта смешная история принудительного приземления кочующих этносов на территориях автохтонных народов Закавказья стала общеизвестна не только в нашей деревне, но и в соседних армянских деревнях. Добавлю, что в окрестностях нашей деревни сохранялись памятники архитектуры с 7-го века, в одной из соседних деревень - с 5-го века (эти данные приведены на основании заключений экспертов на основе сведений армянских историков, в частности со стороны Егише). А на кладбище нашей деревни сохранялись памятники с 12-го века (перевод со старо армянской десятичной системы счисления на современную осуществил сам). Добавлю также, что после турецкой военной агрессии и оккупации территорий восточного Закавказья ни одна выжившая армянская деревня в пределах Закавказья, включая значительные территории Карабаха и Нахиджевана, не подчинялась незаконнорожденному АзР в 1918 году. Именно поэтому, а также по той причине, что АзР претендовала также на территории подконтрольные Грузии, Лига Наций отвергла заявление АзР о включении в члены ЛГ.

IV. До установления советской власти, и даже спустя годы после установления, на окраинах каждой армянской деревни на ночь выставлялись бойцы для защиты деревни от набегов кочевых тюркских племен, которые занимались грабежом, начиная с момента появления этих племен в наших краях. А для зашиты от турецкой аскярни наши деревни защищались сообща следующим образом. Каждая деревня от Чардахлу до Аракса имела специально отведенное место на близ лежащей высоте, где при первой же опасности сжигали все что дымило, сообщая тем самым соседним деревням о необходимости объединить силы всего региона. Я побывал почти на всех высотах северо-западного Карабаха , предназначенные для отправки сообщения о необходимости общими усилиями обеспечить безопасность региона. Кратко опишу лишь одну из этих высот деревни Чардахлу. Называлась она Хачи Сар (Խաչի Սար- Гора Креста). Там стоял огромный крест-камень, откуда были видны аналогичные высоты нескольких соседних деревень. По свидетельству взрослых жителей деревни однажды этот крест-камень был опрокинут и разбит на две части разбойниками тюркоязычных племен. Конечно, впоследствии был восстановлен и на нем легко можно было заметить следы варварства. Этот крест-камень стоял на этой высоте вплоть до полной депортации жителей села после сумгаитского вандализма. Оставшись без зашиты, уверен, он ныне уничтожен. Кем? Толковым людям, ответ очевиден.

V. Помню беседы взрослых, включая собственного отца, как они стали удивляться, когда к началу 60-ых годов 20-го века вместо племенного самоназвания, осевшие на земли нашего региона племенные этносы стали отзываться азербайджанцами. Сначала издавались книги и выдавались паспорта, где по указанию из Кремля употреблялось слово “азербайджанец”. Но по сути еще до начала 60-ых годов оно не имело этнического содержания. Однако, как уже знаем, целенаправленная политика Баку, подбадриваемая Кремлем, стала своеобразным плавильным котлом многих этносов, включая части татов, лезгин, талышей и др. Так в СССР породили новый этнос “азербайджанли”.

В течение 60-ых годов на наших глазах вроде процесс перехода кочующих племен на оседлый образ жизни уже был завершен. И думаю многие считали, что в Закавказье уже не встретят “кочующих татар”. Поэтому крайне был удивлен, когда собственными глазами летом 1987 года неподалеку от нашей деревни вновь заметил юрты. Правда, они были изготовлены не из шкур животных, как это было в прошлом, а из брезента для военных, используемый во время учений. Я был с 12 летним сыном и тремя родственниками. Мы долго, с почти полукилометровой высоты наблюдали за стадом баранов и особенно за действиями членов племени. В начале я подумал, что это сезонная (временная) “кочевка” пастухов. Но затем определился окончательно, когда заметил, как одна женщина выбежала из юрты по какому-то делу, а другая – вывела младенца пописать или по какать вне другой юрты. То есть мы видели племенную жизнь в полном комплекте – вместе с детьми, женами и баранами. Старший из родственников на это глядел с улыбкой. Спустя около получаса он заявил: “Пошли, хватит вспоминать мое детство и юные годы, когда приходилось выставлять бойцов для защиты сельчан от набегов кочевников”.

VI. Российский чиновник Мевес в 1865 году прибыл в армянский город Гандзак (в этот период - Елизаветполь, в период персидских завоеваний – Ганджа, ныне - Гянджя) для изучения манер поведения этносов, проживающих вокруг Гандзака. С этой целью постепенно он должен был посещать немецкие, русские (духоборы), армянские и деревни других этносов. Вскоре Мевес договорился посетить и некую деревню "кавказских татар" после того как нашел двух племенных представителей из среды “кочующих татар”. Деревня называлась Биргез. Втроем они на конях за 2 часа должны были добраться до этой деревни. Когда уже не менее двух часов находились в пути, но на горизонте не было видно следов деревень, Мевес почувствовал беспокойство и подумал, что его обманули. Поэтому, некоторое время спустя, у племенных представителей Мевес спросил: вы же сказали, что в течении 2 часов мы будем в Биргезе, но ничего подобного не видим даже на горизонте, хотя уже более 2 часов мы в пути. На это один из членов племени ответил: мы сейчас как раз находимся в Биргезе. Как же так, - удивился Мевес и подумал, что над ним уже издеваются. Однако племенной спутник сразу же успокоил Мевеса, сказав, что вон там, на той стороне видна небольшая яма, подальше - другая яма, в летний  период мы выставляем над ними юрты.... Этот материал пересказ из статьи Мевеса в газете Кавказ, Тифлис, 1865 год... Вот такие пустые территории кочевники называли своими деревнями. Если "деревни" кочевников определялись на совершенно пустом месте, без мечетей и элементарных построений, то как эти кочевники могли построить уникальные мечети средневековья? На основании многочисленных свидетельств, просто глупо об этом вести речь для всего периода средневековья и, тем более, причислять эти мечети в разряд культурного наследия азербайджанского народа.

Известно, что еще в 19-ом веке российские власти от племенных вождей потребовали, чтобы “кавказские татары” прекратили вести кочевой образ жизни. В случае отказа вести оседлый образ жизни, было дано обещание выдворить племена за пределы России в Иранскую провинцию Адербейджан или ссылать в Сибирь. Именно в результате этой политики уже во второй половине 19-го века в Закавказье впервые начала формироваться и тюркоязычная народность.

VII. В 1923 году тюркский историк В.Худадов опубликовал статью, в которой он предсказал рождение нового азербайджанского этноса на базе различных этнических групп. В частности Худадов пишет: «Повсюду на Востоке тюрки обладают удивительной способностью ассимилировать туземные народы. … Тюркская ассимиляция происходит на наших глазах, и близок день, когда от ряда национальностей, населяющих Закавказский Азербайджан, останется лишь воспоминание. Ассимиляция эта может выиграть с созданием независимой Азербайджанской республики с тюркским государственным языком. Таким образом, в Восточном Закавказье ныне создается новая единая национальность, составленная из различных этнических единиц, но с одним общим тюркским языком» ( В.Худадов. «Советский Азербайджан», «Новый Восток», N3, 1923, с. 171).

VIII. Впервые проект вовлечения малограмотных этносов Закавказья "в единое русло высшей культуры" возник в мыслях Сталина. Об этом Сталин намекнул в 1913 году в статье «Марксизм и национальный вопрос», где представил свои соображения по проблеме решения межэтнических проблем на Кавказе. В частности, он пишет: «На Кавказе имеется целый ряд народностей с примитивной культурой, с особым языком, но без родной литературы, народностей к тому же переходных, частью ассимилирующихся, частью развивающихся дальше. … Взять, например, закавказских татар с их минимальным процентом грамотности, с их школами, во главе которых стоят всесильные муллы. Национальный вопрос на Кавказе может быть разрешен лишь в духе вовлечения запоздалых наций и народностей в общее русло высшей культуры».

IX. Азербайджанцы утверждают, что они потомки кавказских албанцев (агванцев) и мидийцев. Причем единого албанского этноса не существовало. Население царства Кавказской Албании (севернее Куры в пределах современного Азербайджана) в основном составляли предки лезгин, удин, аварцев, цахур и других этносов, говорившие на языках лезгинской ветви кавказской семьи языков. Албания временами теряла государственность, но окончательно была уничтожена арабами в 705 году. А азербайджанский этнос, как нам известно, начал формироваться лишь в 20-ом веке в АзССР. Территория этой республики была образована на части исторической Восточной Армении (Кура-Араксинского междуречья), Кавказской Албании и небольшого куска Мидии (позднее Малой Мидии или Атропатены), что южнее Аракса. Несмотря на абсурдность, с целью присвоения культурного наследия армян, азербайджанцы территорию современной Армении, НКР и остальную часть Кура-Араксинского междуречья также включают в состав Кавказской Албании. Тем не менее, до зарождения азербайджанцев, в Кура-Араксинском междуреье и части Мидии-Атропатены давным-давно жили талыши, таты и армяне. Спрашивается, если азербайджанцы наряду с лезгинами, удинами и др. этносами являются потомками албанского наследия, то кто их предкам мешал, чтобы они создавали хотя бы один источник культуры на своем родном тюркском языке вплоть до позднего средневековья? И как получилось, что в конце средневековья вместо них это делали представители других этносов, например, армянин Саят Нова? На тюркском писали и азарийцы, коренные жители Мидии-Атропатены, впоследствии, Иранской провинции Озарбойджан. 

Отсутствие прямых предков азербайджанцев в Кавказской Албании очевидно. Несмотря на это азербайджанцы утверждают, что десятки тысяч памятников культуры армянского народа, созданные на территории Восточной Армении Кура-Араксинского междуречья начиная с 4-го века, не что иное, как культурное наследие кочующих тюркоязычных племен. О том же они твердят касательно культурного наследия всех этносов Кавказской Албании и Мидии-Атропатены, многие из которых здравствуют по сей день. Одним словом на наших глазах происходит трагикомедия целого народа, ибо абсурд азербайджанских лжеисториков отрицает лишь мизерная часть азербайджанцев.

В Мидии-Атропатене также не существовало единого мидийского этноса. Последний ее осколок, в форме зависимости от другого царства, просуществовал до середины 7-го века. Этнический состав Мидии и Атропатены в основном состоял из иранских племен. Население мидийского царства в основном составляли предки талышей, татов и других этносов. В основном употреблялись иранские языки: азарийский, татский, талышский и родственный персидский. Носителей иранского азарийского языка смело можно называть азарийцами хотя бы, потому что их потомки, ныне проживающие в Иранской провинции Азарбайджан, уже несколько веков носят самоназвание азари (или азери, но не азер). Азарийцы, с точки зрения антропологии, европеоиды, но с конца средних веков тюркоязычны. Лишь в 18-ом веке иранские азарийцы окончательно перешли с азарийского языка на тюркский. Причем они себя тюрками не считают. А смена языка может привести к смене этноса лишь в том случае, когда происходит смена собственного самоназвания на самоназвание этноса, навязывающий смену языка. Следовательно, в силу отсутствия тюркского этноса с самоназванием азари, азарийский этнос пережил смену языка, но не смену этноса на тюркский. Схожесть языка талышей, татов с азарийским говорит о том, что талышский, татский и азарийский языки в далеком прошлом представляли собой один и тот же материнский язык. Отсюда в свою очередь следует, что Мидия-Атропатена древняя родина талышей, татов и ныне тюркоязычных азарийцев, но не азербайджанцев. Возможно, азарийцы те же талыши, пережившие смену языка.

Х. Вплоть до конца 19-го века ни один из историков, путешественников и прочих смертных ни где на планете, включая Закавказье, не встречал единого турецкого или азербайджанского этноса. Не было Азербайджана и Турции. Были государства Кара коюнлу и Селджукская или Османская империи, где наряду с оседлыми автохтонными народами кочевали разношерстные кочующие этносы, выходцы из-за Каспия. Историки, в частности, указывают, что именно из-за Каспия через Персидскую империю в наш регион просочились и кочующие тюркоязычные племена. Несколько десятков из этих кочующих этносов очутились и на территории исторической Восточной Армении. Основная их масса была переведена на нашу родину после того, когда власти Персии осуществили депортацию некоторой части армян Восточной Армении в глубь Персии. В начале 19-го века удалось осуществить лишь частичную репатриацию армян на родину. Но как только природа родила новых турков в лице азербайджанцев, спустя пару десятилетий, они репатриацию стали называть заселением в несуществующий тогда Азербайджан. 

Кстати, еще до репатриации армяне сохраняли абсолютное большинство в горных регионах Восточной Армении. Вполне возможно, что в равнинных местностях (до репатриации) мы составляли менее 50% населения. Но даже в этом случае мы были наиболее крупным по количеству этносом среди остальных. Дело в том, что все подсчеты в ту пору велись по принципу “армяне и мусульмане/ кавказские татары/ закавказские тюрки”. В такой форме мы были в меньшинстве. Но следует учитывать, что среди мусульман, кроме десятков кочующих тюркоязычных этносов, кочевали курдские племена, жили персы, таты, лезгины, талыши и другие этносы. Напомню, при этом не был зафиксирован ни один этнический азербайджанец или турок.  С учетом этого неоспоримого факта мы, армяне, составляли большинство и на равнинных регионах Кура-Араксинского междуречья. И не только от Шемахи до Варанды (Физули), но и от Варанды до Западной Армении включительно.

XI. Основоположник историографии кочующих на пастбищах нашего региона племен Аббас-Кули-ага Бакиханов (Гюлистан-и Ирам. Баку):

“Теймур поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч семейств, привезенных им из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые временами уходили в Турцию и Сирию. Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками”.

“Племена зенгене, халиллу и кенгерлу в Кубинском и Ширванском уездах, караманлу, текелу, чакирлу и шамлу - в Ширванском, осаллу, аршалу, устаджлу и каджар - в Кубинском, племя баят - в Кубинском, Дербендском и Ширванском, каракоюнлу и халач - в Шекинском, Кубинском и Ширванском уездах и многие другие происходят от тюрок, и иных народов, живших в Персии и Турции”.

XII. Часто азербайджанцы говорят о моноэтничности (однонациональности) Армении и полиэтничности (многонациональности) Азербайджана. По мнению многих специалистов этнически однородными могут называться те государства, где доля одного этноса превышает 90% от общей численности населения. Армения действительно моноэтнична, т.к. наш народ сформировался на Армянском нагорье, в частности, на территории современной Армении. Однако несмотря на то, что азербайджанский оседлый этнос начал формироваться на чужой родине в АзССР спустя не менее 2000 лет после формирования других оседлых народов, тем не менее, согласно статистическим данным, в течении последних 65-75 лет из меньшинства населения численность азербайджанцев превысил 90%. То есть в течении чуть более полувека Азербайджан из полиэтнического образования стала моноэтническим. Этот факт также подтверждает, что Азербайджан преступное образование, где совершался этноцид коренных народов Восточного Закавказья.


No comments:

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...